8(3412) 24 30 03

8(951) 210 30 03

Первопроход на Мучу Чхиш в 2024.

Чешские альпинисты Зденек Хак, Радослав Грох и Ярослав Бански преуспели там, где многие терпели неудачу раньше, покорив Мучу Чхиш, высочайшую непокоренную вершину мира.

По иронии судьбы, Хак никогда не планировал восхождение на Мучу Чхиш. Первоначально он хотел возглавить экспедицию в афганский Гиндукуш, но его планы провалились. Затем ему позвонил Грох и предложил совершить восхождение на Мучу Чхиш высотой 7453 м на хребте Батура Музтаг в пакистанском Каракоруме.

Изначально троица планировала акклиматизироваться примерно на 6000-й высоте, но Хак заболел. “После небольшого перерыва мы перешли через ледник Мучучар в базовый лагерь под самим Мучу Чхишем”.
Акклиматизация состояла из четырехдневного восхождения с 25 по 28 июня.

“Мы спали на высоте 4600 м, 5400 м и 6100 м”, - написал Хак. “За исключением последнего лагеря, мы следуем по маршруту запланированного восхождения, которое вело вдоль южного хребта до 7300 м на главном хребте”.

Он признал, что это был не идеальный способ подготовиться к восхождению, но у них больше не было времени. По прогнозам, неделю будет хорошая погода, и они не могли позволить себе упустить этот шанс.

Последний рывок начался 1 июля. Вот отчет Хака о восхождении:

В первый день мы поднялись по скалистому кулуару к леднику на высоте 4800 м и поднялись по нему на 5350 м, где разбили наш первый бивуак. В тот день мы набрали около 1400 м высоты. В 10:30 утра было уже невыносимо жарко.

На следующий день мы, наконец, начали правильное восхождение. Первые трассы были смешанными, и мы поднимались по скалам до М4. Потом был сплошной лед, и это казалось бесконечным. Мы поднялись по диагонали на высоту 6300 м и разбили наш лагерь 2 под сераком.

Третий день был тяжелой физической работой, восхождением по снежно-ледяным склонам крутизной до 70º. Местами снег был настолько глубоким, что мы часто пользовались специальными снегоступами от Auftriib, вставленными между ботинком и кошками. Это была неоценимая помощь; Я не думаю, что мы смогли бы продвинуться дальше без них. В тот день мы преодолели 500 с трудом заработанных метров по вертикали до места нашего бивака на высоте 6750 м.

На следующий день нас ждали еще 500 метров высоты на менее крутой местности. Нам нужно было быть осторожными, чтобы выбрать правильную тропу среди расселин, опять же на снегоступах и большую часть времени по тропе Бански брейкинг.

Ранним вечером мы разбили четвертый бивуак на высоте 7250 м, чуть ниже гребня вершины. Той ночью шел снег, но утром 5 июля небо прояснилось, что позволило нам оставить палатку и кое-какое снаряжение и продолжить путь к вершине, которая находилась в 1500 м к западу от нас.

После первых 150 метров местность снова стала крутой, пока мы не достигли большой скальной башни под верхней стеной. До вершины оставалось еще 150 метров по вертикали. Бански снова проложил тропу и привел нас к вершине в 10:20 утра по местному времени. На этом все, более высокой точки вокруг не было. Я оставил там снежный якорь с нашими подписями и надписью "Экспедиция Мучу Чхиш- Крконоше".

Их спуск был трудным в белую мглу, особенно из-за того, что ветер замел их следы. Несколько раз альпинистам приходилось возвращаться по своим собственным следам и пробовать снова, пока они не наткнулись на нужную тропу вниз. Это отняло у них большую часть оставшейся энергии.

“Нам повезло, что мы добрались до скалистого поворота, по которому мы спустились обратно к нашей палатке”, - написал Хак. “Мы не задерживались слишком долго. Вскоре мы возобновили спуск”.

Погода быстро ухудшилась, и альпинисты продолжили восхождение в полной темноте. Хак сказал, что ему пришлось снять защитные очки, чтобы избежать расселин. К счастью, у него есть привычка изучать окрестности во время восхождений и он старается запомнить все физические ориентиры.

“Видимость улучшилась ниже 7000 м, и мы легко вернулись к месту нашего предыдущего бивуака на высоте 6750 м”, - сказал Хак.

Ожидалось дальнейшее ухудшение погоды, поэтому на следующий день они отправились в путь очень рано. Они быстро спустились на 1500 метров по вертикали к леднику.

“К полудню снова стало ужасно жарко, и вокруг нас сошли лавины”, - сказал Хак. “Даже маршрут по леднику не выглядел безопасным, но мы решили спуститься дальше”.

К счастью, в тот день погода не испортилась. Они немного рисковали, но соблюдали осторожность на каждом шагу и добрались до базового лагеря ближе к вечеру.