Команда RideThePlanet собралась в горах Грузии в регионе Рача для катания и съемок нового фильма, посвященного бэккантри-фрирайду. В этом путешествии приняли участие райдеры и гиды Сергей Потапенко, Константин Галат, Андрей Москвин, Рустам Ибрагимов, Павел Огурцов, Дмитрий Павченко, видеооператор Владимир Горлов, а также американские лыжники Freddy Mondale, Phil Harlan и Johnny Lomas.
В советский период в высокогорных районах Верхней Рачи было развито скотоводство, на альпийских лугах вплоть до самых ледников Главного Кавказского Хребта пасли скот и заготавливали сено. В последние десятилетия скотоводство в высокогорных районах стало экономически не целесообразно, поэтому в селениях Геби, Чиора, Шови и Глола с каждым годом остается все меньше жителей. Климат суров, зимой в долинах выпадает много снега и в деревнях остается зимовать не более 20% населения.
Год назад мы с друзьями-фрирайдерами впервые оказались в Раче, походили в горы и провели разведку. Погода и обильные снегопады не позволили нам тогда увидеть многого, но буквально все участники той поездки загадали сюда вернуться. Сейчас мы вернулись в Рачу подготовленной командой и со специальным снаряжением для жизни и пребывания в дикой природе, чтобы покататься, снять фильм и исследовать этот красивый горный район.
Сергей Потапенко – фрирайдер и горный гид, впервые принимал участие в путешествии и съемках проекта RideThePlanet. Сергей уже несколько сезонов проводит в горах Грузии и Верхней Рачи, разрабатывает новые фрирайд-маршруты, проводит программы ски-тура и бэккантри.
Я родился и большую часть жизни прожил на Украине. Еще в школьные годы увлекся горным туризмом, а позже альпинизмом в Крыму, Карпатах и на Кавказе. Сноубординг появился в моей жизни больше 10 лет назад. Пришло понимание, что если хочешь кататься и прогрессировать в любимом занятии, то надо жить в больших горах и проводить в них много времени. Несколько сезонов я провел на грузинском курорте Гудаури катался, работал сноуборд-инструктором и гидом.
В эти годы у меня появилось еще одно увлечение полеты и съемки с квадрокоптера. Первый свой дрон я собирал и конструировал сам. Аэросъемка в горах постепенно стала стала еще одной профессией. Технологии развиваются и сейчас компактный и умный дрон стал моим постоянным спутником при катании в больших горах, при проработке новых техничных фрирайд-маршрутов и поиске новых линий восхождений и спусков.
Дрон для меня сейчас это уже не только игрушка или средство художественного самовыражения, а девайс, помогающий просмотреть и проложить маршрут, оценить рельеф, его масштабы, состояние склона и это особенно важно при соло-восхождениях и спусках в горах, которые мне нередко приходится совершать в последние годы в Раче.
Я впервые оказался в Верхней Раче пять лет назад, мы приезжали с друзьями-райдерами из Гудаури покататься в новом регионе. И сразу понял, что мне это место близко огромные и неизведанные горы, сложные и очень разнообразные рельефы для катания, длинный зимний сезон... И дичь, полное отсутствие инфраструктуры и туристов зимой. Уже четвертый сезон я почти полностью провожу в Раче катаюсь, прокладываю в горах маршруты, снимаю и описываю их.
В деревне Геби я встретил единомышленника это Госиа (Kalina Olha Straus) из Польшы. Она, так же как и я, влюбилась в Грузию и Рачу и уже несколько лет живет в деревне Геби, где запустила небольшой гэстхаус "Adventure Holidays". Госиа влюблена в лошадей и организует в летний период многодневные конные походы в горы, содержит лошадей, занимается ведением натурального хозяйства и приготовлением пищи. Быт в горной деревне не прост, поэтому мы помогаем друг другу в этом, в межсезонье развиваем и обустраиваем хозяйство, чтобы приезжающие к нам гости и летом и зимой чувствовали себя комфортно в деревне между выходами в горы.
Последние пару зимних сезонов ко мне в Рачу приезжает все больше фрирайдеров со всего мира. Это люди, кому интересен подобный формат катания и жизни в диких горах. Этому способствует то, что сейчас Грузия довольно открытая для туризма страна безвизовый въезд для граждан России, США, Европы и многих других стран, множество прямых рейсов со всего мира в аэропорты Тбилиси и Кутаиси.
В Раче большие горы, целой жизни не хватит, чтобы покататься во всех, даже близлежащих долинах и горных массивах. Некоторые вершины здесь даже не имеют четкого и однозначного названия на картах. И конечно, это идеальный плэйграунд для альпинизма и катания, для саморазвития и повышения технического уровня.
В последние годы в Раче мне часто приходится ходить в горы и прокладывать новые маршруты в одиночку с одной стороны я понимаю, что это опасно и ты не имеешь право на ошибку на маршруте, но с другой, это мобилизует и требует от тебя концентрации и самообладания, приучает все четко планировать, обходиться минимальным, но оптимальным снаряжением для жизни в горах, для восхождений и спусков.
За несколько лет в горах Рачи мне удалось пройти и описать уже не менее полутора десятков фрирайдных маршрутов различной сложности и протяженности в нескольких долинах и горных массивах. И с каждым зимним сезоном этот список пополняется. В каждом районе я стараюсь много фотографировать, летаю на дроне, чтобы оставались картинки рельефов для описаний, для прокладывания новых линий катания и их вариаций. В этом сезоне вместе со мной в Геби живет и работает вторым гидом лыжник Паша Огурцов вместе мы прошли уже несколько новых интересных фрирайд-маршрутов.
Специфика фрирайда здесь такова, что для катания в интересных рельефах в альпийской зоне и выхода на вершины нужно на несколько дней-ночей выходить в горы и обустраивать там базовые лагеря, строить снежные пещеры или устанавливать палатки для ночлега. Живя в комфорте в деревнях в долине не хватает сил и светового дня, чтобы пройти длинные подходы по ущельям, подняться над зоной леса, затем совершить восхождение на какой нибудь гребень или вершину и в этот же день спуститься в долину.
Гораздо логичнее здесь под хороший прогноз погоды заброситься в горы, обустроить базовый лагерь непосредственно под рельефом и затем раскатывать несколько дней интересные линии в этом районе.
В этом году я на пару месяцев начал устанавливать в наиболее удачных фрирайдных районах технологичные зимние палатки с печками. Это делает жизнь в базовых лагерях комфортной даже в условиях зимы в абсолютно дикой природе. Это дает возможность лучше отдыхать и восстанавливаться после восхождений и катания. В одной из долин мы даже забросили в базовый лагерь мобильную баню и теперь после катания можно погреться и искупаться в заснеженном горном ручье.
Начиная с этого сезона для облегчения длинных подходов по долинам на маршруты я купил ратрак, который сильно экономит силы всей группы во время заброски и выброски. В моих планах приобрести и использовать для забросок оборудования и провизии в базовые лагеря снегоход незаменимый помощник в горах со сложным рельефом и обилием снега.
Бэккантри-маршруты и программы, которые я разрабатываю в горах Рачи в основном рассчитаны на подготовленных райдеров, имеющих опыт скитура и восхождений, обладающих базовыми навыками в альпинизме. Подобные трипы требуют от участников хорошего физического и технического уровня подготовки. Все районы катания здесь удаленные от цивилизации, поэтому в горах нам всегда приходится полагаться на собственные силы, думать о безопасности и доверять друг другу.
Для меня важно находится в горах с единомышленниками, с людьми, которые думают так-же как ты, понимают и любят те-же вещи. И однозначно, когда в горах подбирается сильная и однородная группа райдеров, то вместе можно пройти новые и сложные технически маршруты, подстраховывать друг друга, и конечно-же делиться опытом и эмоциями.
Сейчас вместе с командой RideThePlanet мы прожили плотный отрезок жизни в горах и, думаю, нам будет, что вспомнить погода была к нам благосклонна, а снежные склоны Рачи стабильны мы прожили десять дней в полном отрыве от цивилизации в двух горных районах, покатались покатались по красивым линиям. Надеюсь, получится яркое и содержательное кино, о горах и любимом месте!
Автор;RideThePlanet